Здравствуйте.
Однажды прочитала как-то текст Сказки « Репка» , пересказанная в сборнике Афанасьева. А сама сказка была записана в Архангельской губернии А. Харитоновым. .
Скопировала, он маленький текст сказки:«Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога (?). Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!»
Прочитала. . М, да уж . . . Про количество ног - загадка. Какие-то версии интересные есть в интернете, но не буду про них.
Нашла небольшой словарь областного Архангельского наречия. 1885г.
В словаре : Ноги подсобные – см.Забор (2 лит.б).
Ногти – поверье относительно их – см.Разсорка.
Нодья – костер в лесу, устраиваемый лесниками зимою, для обогревания и приготовления пищи.
Ножки – веревки, которыми прикрепляют мачту на шняке к бортам.
( это не то, к репке наверное не подходит про ноги, ножки. )
Да. . .Загадка про репку так и остается. .Можно сочинить немало версий. И это будут только лишь версии. .Возможно речь идет не о вытаскивании судна или баржи. .На мой взгляд, репка похожа на солнце. Репа, как « солнце» «плывет» по небу. Из-за горизонта, утром, солнце поднимается, будто из земли « вырастает».
Еще. Почему Дед посеял репку? Дед, он как старый новый год, дед посеял солнышко 23 декабря. Дед, бабка, внучка, сучка, и 5 ног,получается количество 9.С декабря по сентябрь–9 месяцев. В сентябре выдергивают.
Репа поспевает в августе-сентябре. Может это подсчет , когда поспевает репа? Но саму репу сеют не в декабре. Но предки думали зимой об урожае тоже. .Мысленно, видимо, сеют в декабре репу, то есть думают заранее зимой о посеве, закладывая в Нави мысли. Например, солнце рождается 23 декабря в нави, его плохо еще видно, оно как « ребенок». А весной солнце уже яркое, как « юноша» , уже более видимое, оно материализует посев в яви. И репу сажают позже..
Еще пишут в какой-то статье: "БОВЕШ — Есть у нас звери различные о пяти ногах, а имя им на нашем языке Бовеш. («Сказание об индийском царстве»). Найти его изображение в русской литературе не удалось. На Западе был свой пятиногий (дух)— Буэр, но соответствует ли он нашему Бовешу, неизвестно."
Леша прав, что в сказках отображено иномирье , в котором обитают духи. . Получается, что и про пять ног в " репке" тоже про них , про духов каких-то, которые репку помогали с людьми вытянуть, может быть. .
Учитель разбирал сказки по своему . . Как-то , в разделе " здоровый образ жизни. . "писала о том, что Учитель, например разбирал про старика - Хоттабыча . Старик, он был неумираемый, но мальчик , который был с ним , к сожалению, не так воспользовался этими природными силами, которые мог преподнести ему дух-старик . . Учитель писал , про Хоттабыча : « старик уже три тысячи годов прожил он неумираемый а в руках своих такое дело имел с новым желанием хотел этому мальчику служить ». (Отрывок. из рукописной тетради : "1977 год, он годам начало", 12 апреля- 5 июля.)
Ещё ссылка про другое:
Самая необычная корова с 5 ногами.
( но это к сказке репке тоже видимо не подходит, хотя духи может некоторые и воплощались с пятью ногами. .
Например, с рогом во лбу - воплощались люди. Во сне я одного видела с очень длинным рогом.)
Ну, ладно. . Всем здоровья хорошего.