34. Таинства свободы и управления.
В 34. было показано, что оценка человека субъективна.
В 35. было показано, что оценка утверждений субъективна.
в 36. будет показано, что самое главное - это оценка результатов, которая тоже субъективна.
и будут сделаны выводы того, что такое свобода, и с какой "стороны" подойти к управлению собой.
Посмотрите на последователей. Кто-то очень хорошо говорит, кого-то почитают, но ни что так не расставляет точки над и, как результат работы человека или его утверждений. По этому принципу работает и наука - она не против теоретиков, но мертвой хваткой держит тех, кто, используя научные методы, что-либо сделал.
Но вот проблема: самая явная информация о результате может быть оценена так же только через критерии. Давайте построим цепочку преобразований:
оценка влияет на "видимость" или "невидимость" чего-то. Это приводит к явному или неявному принятию решений: общаться с человеком или нет, использовать его утверждения или нет, стремиться повторить или сделать ещё лучше результаты как у данного человека или нет. И все это зависит от того, какие у нас критерии.
Получается, что вся жизнь, при статичных критериях прогнозируема, так как они влияют даже не только на принятия решений, но даже на возможность заметить, или не заметить важные события, например, приход сына. Можно ли критерии представить в системе? В довольно логичной, не противоречивой системе. Можно ли создать генератор критериев для любых событий и условий? Его не нужно создавать - он у каждого есть. Это система ценностей человека. Строим полную цепочку:
Система ценностей => критерии оценки => оценка окружающих, утверждений, результатов деятельности => принятие решений. Если мы меняем в человеке решение, то мы явно управляем человеком сегодня ("иди подмети на кухне"), но это управление "разовое" и чтобы завтра опять управлять человеком, необходимо опять "толкать" его на принятие решения. Если мы хотим, чтобы наше влияние было дольше по времени, мы говорим: "34. Вася, всегда подметает дома, какой он хороший мальчик, а ты нет. 35. Вася, всегда говорит, что готов помочь в уборке. 36. Захожу к ним на кухню, а у них так чисто...". Такое управление приведет к более долгому результату, но пройдет какое-то время, и станет понятно, что это опять нужно повторять для кухни, для зала, для... Если мы переходим ещё на более первопричинный уровень, то, должны объяснить, что хороший сын тот, что помогает по дому. Что любая работа, которая делается для всех в семье - признак хорошего воспитания. Такие посылы приведут к тому, что окружающие (или сын), сам "догадается", что нужно подмести пол, что нужно сделать то, это...
Управление на этом уровне дает всегда человеку право на выбор (как бы), в минутных решениях, но все они будут предсказуемо построены по проверке критериями, которые когда-то вы вложили. Так вот великой тайной является то, что все описанное, как на фундаменте лежит на системе ценностей, и ни у кого даже в мыслях не появляется сказать правду - что мы вправе сами эту систему ценностей выбирать! И наоборот, формирование системы ценностей ("помогать родителям хорошо, следить за чистотой хорошо"), есть формирование базы, для формирования критериев для системы оценки, приводящей к тому или иному принятию решений.
Получается, что в долгосрочной перспективе должна идти борьба именно за навязывание системы ценностей. С другой стороны, почти любого человека можно заставить что-либо делать, приучить оценивать что-либо так как нужно, ещё более сложнее. Вбить в голову критерии и парадигмы требует хороших усилий. А построить систему ценностей - очень сложно. Сбой в поведении запрограммированных людей начинается с принятия другой системы ценностей и построения обратной цепочки:
система ценностей => критерии => система оценки => принятия решений. Получается, если в себе самостоятельно поменять систему ценностей, то в конечном результате (если от них не отказываться долгое время) они проявятся на всей цепочке и "выйдут наружу". Причем на всех уровнях человека можно контролировать, но сложнее всего именно на системе ценностях, и если её "держать в чистоте", то окажется, что бывший раб стал свободным человеком.
Я не считаю, что имею право представлять эталонную систему ценностей "для роста" человека, но я имею право ознакомить вас с классическими ошибками управления, избавления от которых решает, как невидимой рукой, многие проблемы, которые, как нам кажется, никак не были связаны с нашими решениями. Я бы эти правила проверки решений на ошибки назвал золотыми, так как кроме того, что они универсальны, они ещё приносят мир в окружение тех людей в которых выросло понимание данных правил.
Смысл этой системы увидеть любое решение как одно из четырех противоречивых типов решений, представленных на картинке и перед его реализацией, разработать ещё три с другими качествами. Только в этом случае, в случае, если решение будет состоять из четырех, причем противоречивых решений, только тогда, можно будет надеется, что наши планы в перспективе не приведут к кризисам их реализации.
Как определить, к какому типу относиться решение? Задайте вопрос. Оно решает проблемы сегодня или в будущем? Например, если вы решили заработать много денег, то, что лучше: найти высокооплачиваемую работу сегодня или пойти учиться, чтобы получать много завтра. Так же любое решение отличается по тому, насколько оно стабильно и результативно: можно что-то сделать сильно не углубляясь в вопросы и получить результат, может не такой качественный, который хотели, но все же результат. А можно сделать на много меньше, но знать, что полученные результаты - проверенные. Чтобы легче было понять. Представьте, что у нас есть всего один день для того, чтобы сделать сарай. По схеме "больше результатов сегодня" мы построим большой, огромный, сарай, который в будущем может оказаться не удобный. Мы можем пол дня потратить на обдумывания того, как что сделать, и в результате построить сарай поменьше, но более удобный в использовании (больше правил). Теперь нам говорят, что сарай можно строить месяц. Тогда мы если относимся к "больше технологий" - мы за этот месяц хорошо затачиваем инструмент, выбираем хороший материал, делаем все качественно - получаем очень крепкий и удобный дом. Если мы человек, который живет поиском "упреждающих ударов", то он этот месяц потратит не на улучшение качества, а на поиски того, какие проблемы могут появиться завтра, и может оказаться, что кто-то планирует купить трактор через год, поэтому вы планируете широкую дверь в сарай и планируете его степени защиты (чтобы трактор не украли). А так же узнали, что через два года планируют строить ещё один дом, и в сарае будет много инструментов и строительных материалов. Вы планируете, сарай с учетом того, как это все так можно будет хранить. Все четыре позиции грубо противоречат друг-другу и ни одно поведение не является правильным. Огромное количество компаний попадают на эти грабли и не зная всего лишь этой информации, описанной на нескольких строчках, разваливаются...
Каждый человек склонен к одному из этих четырех типов. Настоящие управленцы (и люди, которые планируют управлять собой сами) не должны принадлежать или плохо относиться к какому-либо типу. Они в зависимости от задач и вариантов должны перестраиваться с одного типа на другой. Более подробно об данных типах управления и их взаимодополнению и противоречию между собой можно найти в книгах эксперта в области повышения эффективности в управлении Ицхака Адизеса. И так, какую бы мы систему ценностей не выбрали, она будет не универсальна, но если её выбрали именно мы (а не навязана она из вне), то есть вероятность, что в перспективе вы будете свободным, по настоящему свободным человеком, чем многих и удивите.
Вопрос: а зачем вопросы свободы и управления в одной теме?
Ответ: это система. Мы живем в мире, в котором если ты не управляешь собой, то тобой кто-то обязательно управляет.

- Четыре типа принятия решения.
Хотелось привести пример, прямо с форума того, как должно смотреться для человека, который сам управляет собой, принятие решения с учетом выше написанного.
А именно, давайте посмотрим на очень интересное сообщение -
от Vladimir71.
На всякий случай копирую текст:
Vladimir71 писал(а):ДРУЖНЫЙ РОЙ и ЯЙЦО. ....Объединения? … Раздора?
Только мы сами можем ответь на этот вопрос.
Здравствуйте, друзья!
Прошу прощения, если кого обижу невзначай, но мы собираемся здесь чтобы говорить, делиться своими мыслями, наработками, пониманием и вИдением проблем.
Никак не мог понять сердцем: почему на форуме, где собрались последователи Учителя и люди, ищущие Истину и Новую-Небывалую Жизнь, где высказывается много хороших мыслей интересными людьми: Анной, Гумаром, Василием, Студентом, Виктором, Сашей Павловым, так что скучать не приходится, всё же всё как-то «по-старому, по-предковому»? Всё вроде хорошо, но вот нет того «дружного Роя» о котором говорил Учитель. Почему?
Я не слышу и не вижу Учителя, но когда возникает трудный вопрос, требующий решения, обращаюсь к Нему с этим вопросом, сижу, обдумываю, прислушиваюсь к сердцу, что как-то не радостно и «не так всё как должно быть» А как должно быть? Выключаю хитрый затейник-мозг, «освобождаю голову от мыслей» хоть ненадолго и в таком вот молчаливом безмолвии жду, пытаюсь почувствовать, уловить первую мысль. Мысль от Учителя.
И вот какая картинка всплыла в моём сознании и рассыпалась на пазлы, которые потом не торопясь снова собираю в картинку. Иногда какие-то фрагменты теряются и могут вспомниться, «прийти в голову» через какое-то время и тогда картинка становится целой и ясной. Вот что в итоге «собралось» в этой картинке-видЕнии-образе-фантазии, назовите как хотите:
Мы все (участники форума и все последователи) стоим во дворе Доме Здоровья и слушаем Учителя. Он говорит, чтобы мы все подкрепились перед тем как пойти в Путь (то ли в длительное терпение, то ли в новую жизнь – не скажу точно, но нужно подкрепиться) и каждому даётся куриное варенное яйцо. Почему яйцо, а не другая пища, станет ясно потом. У каждого в руке по яйцу, которое надо съесть. Учитель ждёт нас. Валентина Леонтьевна очень быстро почистила своё, скорлупу убрала в карман фартука, съела яйцо – и это всё так быстро! И говорит: «Учитель дорогой! Я готова!»
Все остальные пошли во флигилёк, чтобы там подкрепиться перед дорогой.
Зайдя во внутрь я увидел, что все разбились на группки и во главе каждой – нынешние авторитеты. И идёт горячее обсуждение: как разбивать яйцо? И всё очень серьёзно и строго, точь -в-точь как у лилипутов с блефусканцами, только помудреннее: чем или обо что, куда девать скорлупу, рапределение обязанностей, а главное – с какой стороны и как? Предложений – хоть отбавляй. Кроме традиционных ещё и «по элипсу ложкой», «по экватору об край стола», «крест на крест» и пр. И у каждой версии свои сторонники и противники. И всё вроде по делу. И слова хорошие. (На что делать основной упор: на закалку или на тренировку, гармоничное объединение и развитие кругозоркости или каждый идёт своим путём, ждать прихода Сына или самим становиться сыновьями и пр. пр.пр.)
Места нет, ищу где бы примостится и почистить яйцо, но людей очень много. И вижу всех уже в образе детей 7-8 лет, но узнаю каждого. Возле дальней стены (что выходит на улицу вдоль линии ворот) в одиночестве сидит на краю длинной лавке боком ко всем Саша Павлов и чистит яйцо об лавку. Одна нога с одной стороны, другая с другой, ни на кого не глядит и очень спешит: вдруг Учитель уйдёт? А со всех сторон ему дружно кричат дети:
- Саша! Ты не правильно чистишь яйцо! Так нельзя чистить!
- Саша! Нельзя стучать яйцом по лавке!
- Сашенька! Почему ты уже чистишь яйцо? Ведь ещё не сказали, как надо его чистить!
- Он не правильно его разбивает! Надо бить по углу лавки! Лучше получится!
- Нет! Вы все не понимаете: лучше бить по яйцу ложкой! Так быстрее и удобнее!
- Саша! Ну почему ты нас не слушаешь?
- Саша! Мы с тобой разговариваем!
- Он нас совсем не слушает!
- Он считает себя самым умным! Задавака!
- А куда он будет скорлупки бросать!
- Саша! Сорить нельзя!
- Не бросай скорлупу на пол!
И такой стоит гомон – аж в ушах звенит. Но близко к нему никто не подходит: знают, что он драчун и забияка, может и девчонок за косички подёргать и мальчишкам тумаков надавать, что он и сделал бы с советчиками в другое время, но сейчас некогда, надо быстрее почистить яйцо. Он злится, спешит, но дело своё не бросает: сосредоточен только на нём, с лавки не встаёт и в пререкания не вступает, только пыхтит и огрызается в ответ. Но от того, что советчиков и шума много, получается только хуже. Тут бы само яйцо со злости не разбить. Может быть и кроме него кто-то ещё чистил своё яйцо, но этого я не видел. Внимание всё было направлено к нему. Целая школа детей – и он один. Сидит на лавочке и упорно стучит яйцом по лавке. И все против него. Я стою и думаю: "А ведь из всех нас он один выполняет именно то, что сказал Учитель"… За внешним антуражем и шумом мы все забыли о самом Деле, о том, для чего зашли во флигель.
Посмотрел я на это, послушал и… пошёл к лавочке, где сидит Саша. Места там много и он никому не мешает: садитесь рядом, чистите свои яйца. А следом и другие, правда ещё с сомнениями, не уверенно, двинулись туда. А он увидел, что мы идём к нему на лавочку, улыбнулся, развернулся лицом, подвинулся и рукой похлопал по лавке: садитесь рядом. А как иначе? Ты к человеку с добром – и к тебе с добром. Сделай из врага друга. А какой же он нам враг? Он нам друг. И мы ему друзья. Нам не надо быть врагами самим себе. Вот это будет по-новому, вот это будет по-учителеву.
Вы можете спросить: а как же должно быть? Можешь сказать? Видел? - Видел.
Картина такая: все дружно сидят за сдвинутыми столами, яйца разбиваются как на Пасху: одно яйцо другим. Самые ловкие и быстрые (настоящие лидеры и первые помощники Учителя) помогают менее расторопным и ещё делают другие дела и безо всяких советов, по велению сердца и души, по подсказке Учителя: Саша Павлов и Гумар принёсли таз и ведра для шелухи, Василий рассаживает опоздавших, другие помогаю им; Анна с Татьянами убирают шелуху и пр. И все вокруг радостные и счастливые. И каждый стремится сделать больше для другого, чем для себя. И всё получается быстро и расторопно. Через несколько минут всё сделано: яйца почищены, шелуха убрана. За чистыми столами сидят счастливые радостные люди и едят яйца. Дружно встают и не толкаясь, и не суетясь направляются к выходу.
А во дворе терпеливо ждёт нас Учитель .
Владимир.
Он говорит, чтобы мы все подкрепились перед тем как пойти в Путь - задача: но нужно подкрепиться. Учитель ждёт нас.
У нас есть несколько групп:
1. Валентина Леонтьевна - сразу съела (больше результатов сегодня).
2. Саша Павлов - Попытался выбрать место, чтобы как-можно быстрее съеть яйцо (больше правил - Саша, посчитал, что просто выполнить задачу не правильно - необходимо создать условия для её выполнения - выбрать место, стол должен быть и др.).
3. Группы с авторитетами - начали анализировать задачу, отыскивать решение, распределение обящанностей (больше техноголий для повышения результата).
4. Есть ещё и 4й участник - Vladimir71 - он относиться к типу "больше упреждающих ударов" - он анализирует ситуацию, ищет недостатки и ошибки - его труд (в момент чистки яиц) никому не нужен, как ни странно. Но те, кто его услышит, смогут в будущем "решить свои проблеммы", так как Владимир работает на будущее!!!
А дальше ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ понимание как должно все быть: все должны работать как Валентина (больше правил) - и все у нас супер, и все у нас хорошо.
ЭТОГО НИКОГДА НЕ БУДЕТ!!!!
Только потому, что Саша - это Саша, Валентина - это Валентина, Владимир - это Владимир, а "администрация" всегда была и будет администрацией. Если мы всех заточим под одну гребенку, как описывает в конце владимир, то чистить яйца будет только Саша, а есть - Валентина. А остальные будут неуклюже пытаться повторять за Сашей, который будет грубо материться, видя вокруг себя только "безруких", "глупых" и "хитрых". Он будет говорить "вы ничего не умеете", и это будет правда.
Секрет в том, что нужно понять, что яйцо это может быть разным и что в системе может пригодиться каждый.
Сценарий отношений должен быть таким - каждый должен заниматься своим делом, слушать друг-друга, и делиться своим:
1. Валентина успешно справилась с задачей, она должна сказать: "ребята, задача оказалась проста - делайте как я", и все должны были просто за ней повторить. Все. Никакого "веселья", "радости", "уважение" - появился первый человек, который выполнил задачу - все остальные повторяют, у кого не получается или нет "кармашка", куда можно выбросить скорлупу - сразу задавайте вопросы Валентине, она поможет.
2. Валентина могла не справиться с задачей - яйцо не разбить руками, нужен твердый предмет - пока Валентина пыталась, Саша уже успел сесть за стол, и услышал от Валентины её отрицательный опыт. Саша начинает прикладывать все возможные усилия, для того, чтобы решить проблему: пробует разбить об стол, ищет камень, другие предметы и разбивает об камень - сообщает всем. Он теперь лидер. Он первый выполнил задачу!!! Все за ним повторяют. Разбивают свои яйца и выходят к Учителю.
3. Представьте, что Валентина не разбила, и Саша не смог. Что делать? Тут нужны администраторы - люди, которые никогда не разобьют свои яйца первыми, они по-сути в глазах Саши и Валентины бесполезны, если бы у них все получилось. Но увы - яйца оказались крепкими. Саша полез за ржавым гвоздем, и тут лидеры групп кричат: "Саша, какой смысл разбивать яйцо, если яйцо после этого будет грязным?" Лидеры, должны организовать записи того, какими предметами Саша продовал разбивать яйцо, чтобы он не повторял. Валентина должна приносить Саше все новые и новые предметы, которыми он еще не пытался разбить яйцо. Почти все работают, кроме Vladimir71 - он пока не в деле, он пока никому не нужен. Но если мы его не заметим, мы увидим уникальную вещь - ВСЕ плодотворно работают. Все друг-друга слушают. По требованию "лидеров групп", Валентина помыла ржавый гвоздь и он стал чистым. Передали Саше (кто ж кроме него будет "работать"?) и о чудо - яйцо разбилось. И все поспешили в Саше, а к нему не пускают. "Лидеры" говорят: "гвоздь один, а вас сто тысяч" - по одному. Строимся в очередь. Подходим вот так, становимся сюда, делаем вот это...
4. Ну конечно сейча заговорим про автора. Он "сидит", что-то там черкоет, никому не помогает, какой от него толк? Он должен был сказать Саше: "Саша, пока Валентина, пробует руками все сделать, ты должен готовиться к неприятному - к тому, что у неё не получиться, и нужна будет твоя смекалка. Он должен предупредить "лидеров групп", что у Саши тоже могут быть "проблемы": он может начать повторять предметы, он может брать предметы грязные - следите за ним, и готовьтесь к тому, что может оказаться, что без вашей помощи у нас ничего не выйдет. Он должен быть готовым предложить что делать, если Саша перепробует все предметы и у него ничего не получиться. Что делать, если у него все получиться и к нему хлынет нескончаемый потом людей, Vladimir71 должен предупредить, кто к чему должен быть готов, в случае если то или это.
Только так и не иначе - мы все разные, мы все ценны не только в танце, но и в нашем глубинном предназначении. И мы должны не обижаться друг на друга, не пытаться показать, что кто-то умнее или лучше, а понять предназначение и роль каждого из нас. А главное - ценность каждого и его важность.
"Занимай свое место..."