СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Главный раздел форума.

Модератор: Anna57

Виктор П.
Сообщения: 388
Зарегистрирован: 30 окт 2017, 15:03

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Виктор П. »

Здравствуйте!
Как все хорошо начиналось в этом разделе форума...
Разговор о СОВЕСТИ.

Потом кого- то начало тошнить...
Меня в том числе.

Задумался- почему?

Да ведь от многобожия( а по сути безбожия) начался процесс скрытой рекламы суицида( по - руски это осознанное самоубийство).
И предлог - то , якобы благовидный- послужить делу и воздать хвалу ...

Разве Всевышний давал право людям или учителям лишать человека того, что дано человеку Богом - ЖИЗНИ?!!!

А на первый взгляд безобидные восточные сказки...

Нет, ребятки , это средства и оружие геноцида - средства по безчеловечному уменшению населения на Земле.
В меру своего непонимания кто-то работает на того , кто понимает больше .
Здоровья и понимания всем!
student
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 06 сен 2013, 12:37

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение student »

Здравствуйте.
"Пройти через смерть" - это пройти через смерть в духе прежних представлений и своих действий в жизни. Но никак не добровольное убийство своей плоти.
Головой то, всё же думать надо своей. Повторяю, выражение "пройти через смерть", совершенно не относиться к физическому телу. И не искушайте и не путайте никого своими опасными рассуждениями.
На некоторых фотографиях Учителя, запечатлён человек вместе с ним лежащий на снегу. Однажды Учитель задал ему вопрос: "А если я тебе скажу, в колодец прыгай. Тот отвечал: "Прыгну". Этим вопросом Учитель показал пример бездумного, слепого фанатизма.
Так что, эти дурные мысли насчет самоубийств "ради приближения к Богу" надо забыть и никогда к ним не приближаться - это совершенно ложные представления. Такие мысли - токсический яд отравляющий сознание.
Света
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: 16 дек 2015, 18:44

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Света »

Здравствуйте .
Благодарю всех людей за сообщения здесь и в разделе чувствования , и за разные видео в обмене ресурсов .
Да , фанатизма не должно быть .
Но . Учитель Иванов и Бабаджи знали что и кому говорить . Они были далеко не дураки . Видели готовность или не готовность данного человека .
Хотела на этом закончить . Волнуются Антонина , Виктор , Студент , да и наверное другие люди . Прошу извинить меня , если что . Можно и не читать . Не очень то хотела дальше писать опять на туже тему . У меня страхов куча . Но не удержалась .

Опять вспоминаю случай ученика с Бабаджи , который раньше помещала здесь , стало яснее , что мои знания и моя вера настолько малы , что и не знаю что и сказать на это . Плохо понимается мной этот случай . Ну и ладно . Ну , да ладно .
А что вот сказать про другой случай с нашим Учителем ? Многие знают , что он с раком на руке специально пошел на смерть , стал себя морозить на улице . Искал смерть , а получил – жизнь , в награду , если можно так сказать .
И что можно сказать про слова Учителя ? Опять приведу слова Учителя : « Иванов добился своими силами . Хвалится ими и кричит на весь голос на всю природу просит нас умоляет . всех нас … .Чтобы мы согласились с его мыслию . И перестали в природе искать жизнь . надо нам искать всем смерть. Насвоих телах для того чтобы ее найти и с нею поближе и уместе поразговаривать. У ней спросить как у живой энергично в природе . что я тебя сделал плохое говарит ей человек. Природа ему говарит. Ты меня пугаешь формой А оружием стреляешь и убиваешь твой нехорошой поступок . .. »
" На своих телах для того чтобы ее найти и с нею поближе и уместе поразговаривать." Болезнь на теле умертвить , выявляя пороки и т. д . ... И . Сейчас опять может встать вопрос , типа : А о каком теле говорит Учитель ?
Не претендую на верность . На мой взгляд , в этом отрывке Учитель конкретно говорит про физическое смертное тело , а не про духовное тело или еще про какое – то . В отрывке также нет слова дух . ( Ну , конечно тело без духа не может . ) Ну , да ладно .
Учитель писал по разному . Смерть бывает разной . Но не охота уже об этом говорить .
Раньше , в начале пути , или не раньше он тот отрывок писал , что сейчас привела , это не важно . Все отрывки , случаи , не просто так были им конечно написаны .
И многие знают , что Учитель также говорил , чтобы не думать о смерти . Опять таки о какой смерти ? Смерти чего ? Духа ? Физического тела ? ( Наверное о смерти физического тела . ) И зачем он это слово " смерть "вставил , если он говорил , чтобы о ней не думать ? Он же напоминает о ней . Он же мог написать , например " думайте о жизни ".
Или можно , наверное : с ней поразговаривать , если кто готов . А потом отпустить , не зацикливаться и не привязываться к ней .
Ой , ладно , увлеклась . .
В общем все не известно .
Но может просто написал это слово в Детке, чтобы человеку было более понятно . Ну , да ладно .

Конечно , надо по больше думать о жизни . В общем , человек так и старается делать .
И это многим людям не новость .
mihail
Сообщения: 2725
Зарегистрирован: 31 янв 2016, 23:52

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение mihail »

Здравствуйте.
Может и не время еще подобное зачитывать.
Ты Света играешь сейчас с неподготовленным и разношерстным составом людей.
Разрушая их привычные мирки вызывая неприятие и страх.
А то чего люди боятся, они как правило пытаются уничтожить. И последователи не исключение.

Мне нравится твое определение - пошел искать смерть а нашел жизнь.
Только уточни для себя и закрепи что это не должно быть установка больная из фильмов об Учителе, где он себя убить хотел с горя от рака.
Просто отропь порой берет за людей, которым было дано все и которые ничего абсалютно не поняли, неся подобную околесицу на весь мир.

Хотел бы убить себя - убил бы, так как природа пошла бы на встречу его желаниям. На то она и природа.
На деле же было глубоко осмысленное на духовном уровне понимание этого выбора. Переживание и тревога за свою жизнь довели это понимание до вершины возможного и человек собравшись сделал шаг туда, где живая смерть его ждала.
Вот это образное - если конечно за ним не пустые слова из книжек и есть вершина благодарности Учителю.
Значит человек по настоящему с ним встретился. Немножечко, хоть в чем то но встретился. Оценил Его труд и подвиг. А повторив Его поступок - закрепил навечно эту встречу.
Света
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: 16 дек 2015, 18:44

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Света »

Здравствуйте еще раз .
Прав . Михаил , благодарю его за образ .
Прошлую тему я и сама не хочу развивать . ( страхов полно у меня ) . Лучше на другие темы , конечно .

Благодарю Гумара за откровения его жизни и за мысли не плохие . Не легко ему пришлось , но он - не сломался . ( Гумар писал в разделе я учу вас чувств . .)
Да , уж . Каждому свое место . Почему-то чуть не написала - « крест у каждого свой » , как говорят .
Вспоминаю , в детстве чертили круг вокруг ног , типа : « здесь надо стоять » . Играли в какую- то игру .
Круг напоминает образ солнца . Всем не новость , что кроме круга , символ солнца – это крест .
Посочиняю . Занимай свое место – становиться как « солнце » : служа Учителю , приобретать лучистое тело . Размечталась .
Или же : где уютно чувствуется человеку , то там и место его . ( Конечно уютно – это не всегда должно быть « сладко » ) .

Благодарю Вячеслава за познавательное видео про имена , в разделе ресурсов . Говорится , что имена людей , Богов , имена мест , имена не малое значение и силу имеют .
student
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 06 сен 2013, 12:37

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение student »

Здравствуйте.
пошел искать смерть, а нашел жизнь.
Это "определение" дал Учитель, в своих тетрадях. В нём говориться, что человек пошел искать смерть в духе прежней своей жизни, и за счёт этого нашел новую жизнь в здоровом духе. Речь идёт об исключительно духовной смерти. Поймите, что другой смерти просто не бывает. "Смерти нет как таковой, её люди сами придумали". Это выражение Учителя, как раз нужно понимать именно буквально. Нет её, смерти! Физическая "смерть" это переход, а не смерть.
Но Учитель, в своих тетрадях использует для иллюстрации духовной смерти образ физической "смерти". Другая то, духовная смерть ведь людям непонятна. И как видим, непонятна до сих пор.

И ещё. По вашему Порфирий от отчаяния, в состоянии болезни, пошёл на самоубийство - физическую смерть. Самоубийство не получилось, но зато человек при этом нечаянно стал Богом Земли. А вот не заболей он, эволюция бы остановилась. И Богоявление бы не состоялось. По этой логике история сотворения человека - чистая случайность.

Эту дурную мысль, о неудачной попытке самоубийства Учителя, впервые обнародовал и "продвигал" в люди, то ли Сапроненко (например, в телевизионной передаче), то ли Казновский. Они так истолковали описываемые Учителем события. Они поняли буквально, а между тем Учитель практически почти ничего не писал буквально. Мысль была подхвачена и получила хождение. И похоже, с "помощью" таких буквальных толкователей и войдёт в историю.
Хорошее служение Учителю и Идее, ничего не скажешь.
Алексей
Сообщения: 2470
Зарегистрирован: 19 ноя 2014, 14:25

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Алексей »

Здравствуйте.
писал(а):
08 июн 2019, 13:04
Хотел бы убить себя - убил бы, так как природа пошла бы на встречу его желаниям. На то она и природа.
На деле же было глубоко осмысленное на духовном уровне понимание этого выбора. Переживание и тревога за свою жизнь довели это понимание до вершины возможного и человек собравшись сделал шаг туда, где живая смерть его ждала.
Вот это образное - если конечно за ним не пустые слова из книжек и есть вершина благодарности Учителю.
Значит человек по настоящему с ним встретился. Немножечко, хоть в чем то но встретился. Оценил Его труд и подвиг. А повторив Его поступок - закрепил навечно эту встречу.
Истину говоришь.
Учитель так и говорил, что пошёл на мороз чтобы простудиться и ПРИБЛИЗИТЬ исход своего заболевания. А если бы он захотел непосредственно самой смерти, то пошёл бы не на мороз, а в петлю, как и все самоубийцы.
Все люди самоутверждаются. Это такой порядок животного мира. Особь повзрослела, начинает биться за своё место в иерархии стаи. Люди во многом стали хуже животных. У животных период самоутверждения короток. Занял какую либо нишу и успокоился. А люди не прекращают самоутверждаться, хотя биологический период для этого дела, так же, как у животных, невелик. Так и продолжают пыжатся себя показать, свою значимость до самой глубокой старости, пока не помрут.
Для примера, Пугачёва. Звезда, прима. Одна единственная, таких во всём мире и во всех веках единицы. А после 55 лет, голос пропила да прокурила, так до сих пор пыжится показать себя певицей. Вся её показушность уже стала старческим маразмом, а всё равно пыжится своё Я утвердить.
Точно так же и Митрофан стремился утвердить своё Я рядом с Учителем - Если я скажу, прыгнешь в колодец? - Да, прыгну.
Учитель прямо ему говорил, что нельзя так поступать, даже если я тебе такое скажу. Ты же в колодец прыгнешь и убьёшься, помрёшь. Тогда нам придётся тебя в землю закопать, и как не было Митрофана. Когда я отважился пойти на риск, Учитель мне так и сказал: дохлый ты мне не нужен, ты мне нужен живой.
Только с Митрофаном не всё так однозначно. Он был человек ограниченного ума, о таких говорят, что их 70%, а таким женщинам дали кличку "блондинки". Туп, как сибирский валенок. Когда Учитель объяснял ему насчёт колодца, то он не понимал, что ему говорит Учитель. Годы проведённые с Учителем, закрепили в его сознании, что Учитель может всё, и воскресить тоже. Митрофан был тому свидетелем ни один раз. Учитель мог всё. И Митрофан искренне не понимал почему нельзя прыгнуть в колодец. Ведь Учитель и достанет, и косточки соберёт, и воскресит. Бояться НЕЧЕГО. И страха у него никакого не было. Даже страх инстинкта самосохранения был притуплён. Это достигается тем, что человек физически, а не мысленно, на физическом уровне чувствует себя безсмертным, так же, как безсмертна его душа. Люди рядом с Учителем, обретали это свойство. В силу низкого своего интеллекта, Митрофан смог лишь воспитать в себе послушание, и довёл его до автоматизма. Учитель сказал - Митрофан сделал. Сделал, не напрягая головы. Это не фанатизм, хотя таковым выглядит. Это совсем другое. Фанат не свободен, он раб убеждений, которые программируют его поведение. Митрофан был свободен. Никаких программируемых убеждений у него не было. Просто он был свидетелем множества поступков Учителя, которые мог совершить только Бог. А он, Митрофан, заурядный простой мужичёк, рядом с настоящим Богом. Что он мог ещё?, только воспитать себя слушаться Бога. Не лезть и не перечить ему со своим Я. В этом и заключалось его Я, такова была его ниша. Так Митрофан и жил, ни в чём не переча Учителю, а только слушая и выполняя каждое его слово. Так Митрофан и ушёл из земной жизни, пошёл вслед за Учителем.
А мы, все сплошняком, смоутверждаемся до безконца. Носимся со своим Я, как с писаной торбой. Всё кичимся. даже смерть у нас предмет словесного куража. Говорим о ней, пишем о ней, а сами рисуемся, какие мы ушлые и храбрые, всё и обо всём знаем, даже смерть для нас интеллектуальные забавы. Можем и о ней сказануть, ради красного словца, ради тщеславия своего Я.
Только смерть не игрушка, и не эмпирическая жвачка философского разлива. Она тётка конкретная. Со своим запахом.
Верно пишут, что Учитель откроется, когда пройдёшь встречу со смертью. Только многим это не нужно. Не потому, что им Учитель уже открыт, а потому, что у них ещё "кишка тонка". Не потому, что они "не те", или чем-то плохи. Просто не созрели, не прошли той школы Жизни, чтобы преодолеть такое испытание. Каждому овощу своё время. Даже оказавшись на фронте, запах смерти не каждый осилит и её преодолеет. А там все стреляют, и ты, и в тебя, смерть вокруг. И даже там Бог не всем открывается. А мы все уже с Богом на ты, запанибратски, к нему в кабинет дверь ногой открываем, доим его своим дай-дай, как бурёнку, и служит он нам, как мальчик на побегушках - сделай то, сделай это. О совести заговорили. Э-эх... сказал бы... по совести. Только кому говорить?! Если пока совести нету, не вызрела. А у кого она не вызрела, для того, даже уровень Митрофана - недосягаемая высота, не дотянешься.
Света
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: 16 дек 2015, 18:44

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Света »

Здравствуйте .
Благодарю , Алексея за сообщение .
Извини меня , за прошлое любопытство . Пожалуйста . . . . . . . . . . . .

Обычно плохо пишу . Что ж . . . Как уж получается . . . . .
Чуть скажу . Как и другие люди самоубийство я не поддерживаю , писала раньше об этом . В случае ученика и Бабаджи , там тоже не самоубийство . И с Учителем Ивановым – не самоубийство .
Если верить случаю из книги про Бабаджи и ученика . ( Ученик тот чем-то он похож на Митрофана .) Думала раньше , что уровень , хоть какая-то готовность ученика , который с Бабаджи общался , мне не под силу . ( Не понятку написала . )
Его Уровень , даже его уровень , мне конечно не под силу . Да и поэтому и не собиралась так бросаться . Или еще как-то -не собиралась . .
Да . Я бы не отважилась даже пойти на риск . Не волнуйся , Леша . Страхов полно . Говорильня моя из- за любопытства . А то так и ничего можно и не узнать . Хотя что толку . Не время мне еще .
Ты вон говорил , кажется , что физически ощущал временно безсмертие . Ну , ладно , упомянула просто .
Наверное мое любопытство повлекло говорильню раньше .
Ты , конечно , встречался с Учителем , с Бабаджой , когда они были в теле .
А ты вон хотел , при своем не малом интеллекте , отважиться на риск . Веры больше в тебе . Ты писал : « Когда я отважился пойти на риск, Учитель мне так и сказал: дохлый ты мне не нужен, ты мне нужен живой. »

Раньше писала , думала что : « стало яснее , что мои знания и моя вера настолько малы , что и не знаю что и сказать на это . Плохо понимается мной этот случай . ( с Бабаджой )»
Наверное после твоего сообщения , Алексей , стало больше яснее , надеюсь . Но наверное .
Только на мысленном уровне . Надеюсь , что стало яснее . А может нет .
Нет , не ясно . Потому что не прочувствовала на физическом уровне . Не готова , поэтому и не ясно на физическом уровне чувствовать себя безсмертной , так же, как безсмертна моя душа.
На физическом уровне - я не готова , конечно . Поэтому даже пойти на риск не собиралась . Не собиралась .
И никто не собирался . . .

Не волнуйся так , Алексей . Не волнуйтесь , форумчане .

Повторюсь . Да , я бы не отважилась даже пойти на риск . Страхов полно . Не время мне еще .
У меня был изначально вопрос про веру и : что значит встретиться с Учителем ? Задалась вопросом . Потом отвлеклась . И . Через день хотела просто почитать про Бабаджу . И неожиданно почему-то попал тот случай , который помещала раньше . Вот и пошла говорильня . Писака нашлась . Случай просто для ознакомления . Но он не по моему уровню , конечно . Рано .
Просто почитала немного про святых индийских йогов , и все .
Ну , ладно .
Еще размышлял ки . Можно по другому , не через смерть можно и нужно встретиться .
Зачем - то я обливаюсь . Но да , это только лишь подготовка к встрече с Учителем . Видимо только подготовка . Тогда одни опять вопросы : Но тогда получается что ничего не выпросишь , не заслужишь у Учителя ?
Ой , ладно . Очень и очень мало , видимо встречаюсь с Ним . Как и другие люди здесь , и у них больше практики , чем у меня . И они больше встречаются , чем я .

В общем . Почти ничего не понятно . . . .

Ну , да ладно . Хоть обливаюсь и субботку терплю . . . . . . . . . Как уж получается , так и живу . . . . . . . . .

Чуть еще скажу . Ну , да , ты прав , Алексей , лучше не говорить об этой тетке конкретной . А то зачем-то Учителя цитату помещала в сообщении раньше , где про нее , в общем-то и говориться , если правильно поняла . ( может не верно поняла ).
Где помещена была эта цитата , всего две разные рукописные страницы остались . Помещены на форуме . Остальные куда-то делись , не известно . Почти не сохранилась тетрадь , видимо .
Конечно и не время про Нее говорить . И Учитель в Детке поэтому и говорит , зная про разношерстный народ , говорит , что лучше не думать о Ней .
Но еще искренне жаль , что и другие русские знания уничтожаются , или иногда теряются . Ну ничего , где-то , в каких - то людях , в книгах , конечно останутся знания . И тетради Учителя останутся какие – то . Учитель не оставит так . Буду верить что останутся . Придет время , хоть малость буду что-то узнавать , надеюсь . Если дано и готовность будет . Может не про тетушку Марену , но может хоть немножко про других Богов . Ну , и ладно . Не время , так не время .
Хорошо , что ты и другие некоторые люди что-то стараются почерпнуть .

Еще раз извини за любопытство , Алексей .……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Последний раз редактировалось Света 10 июн 2019, 06:38, всего редактировалось 6 раз.
Света
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: 16 дек 2015, 18:44

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Света »

Леша писал : « Учитель так и говорил, что пошёл на мороз чтобы простудиться и ПРИБЛИЗИТЬ исход своего заболевания.»
Сейчас снова твои слова перечитала .
Наверное , не зря обливаюсь, все-таки , на пару минут стою . Например , при страшном гриппе пару лет назад , слава богу обошлось .
Обливалась тогда с целью , чтобы избавиться от заболевания .
И сейчас не зря обливаюсь , хоть пока не болею простудой , слава богу . Обливаюсь , например с другой целью . Например , от избавления тревог каких-то . Или другое что-то . Думаю , что Учитель помогает мне , и другие духи и люди поддерживают .

Так же и Гумар , Михаил , Антонина , и другие люди .

Ну , ладно . . Как умет каждый человек , так и живет .
Света
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: 16 дек 2015, 18:44

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Света »

Хорошо то в тебе Леша , что ты стараешься не цепляться за что-то .
Хорошее настроение , ну и ладно . Плохой настрой , ну и ладно , пройдет .
Все пройдет . .

Я за что-то , за ситуацию иногда так цепляюсь , что трудно порой отпустить , если , например что-то не сложилось где -то . . Сейчас вроде . . нормально , наверное . . .
Да . Нормально . .
antonina
Сообщения: 3881
Зарегистрирован: 10 июн 2014, 12:20
Откуда: Украина, Полтава

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение antonina »

Здравствуйте.
Света, здравствуй!
Благополучного дня всем.
Света
Сообщения: 2204
Зарегистрирован: 16 дек 2015, 18:44

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Света »

Здравствуй , Антонина . Благодарю .
Виктор П.
Сообщения: 388
Зарегистрирован: 30 окт 2017, 15:03

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Виктор П. »

Здравствуйте!
Предлагаю ,вроде бы, здравые мысли о совести и стыде .
Почему, вроде бы?
На мой взгляд абсолютно здравые!

СОВЕСТЬ И СТЫД
Написал 31.10.2016 от kobogor

Человечный строй психики характеризуется тем, что каждый его носитель осознаёт миссию человека — быть наместником Божиим на Земле. Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни осознанно, и волевым порядком осмысленно искренне способствует осуществлению Божиего Промысла так, как это чувствует и понимает. Обратные связи (в смысле указания на его ошибки) замыкаются Свыше тем, что человек оказывается в тех или иных обстоятельствах, соответствующих смыслу его молитв и намерений и подтверждающих его правоту или указывающих на его ошибки. Иными словами Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств.


Для человечного типа строя психики нормально, когда в иерархии алгоритмики психики интуиция — подчинена совести и выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом. Для человечного строя психики нормальна — неформальная, внедогматическая и внеритуальная вера Богу по жизни и действие в русле Промысла Божиего по своей доброй воле. Доказательства Своего бытия Бог даёт персонально — всем и каждому в диалоге с Ним тем, что отвечает молитве изменением жизненных обстоятельств в соответствии с её смыслом, либо так или иначе даёт понять, почему просимое не может быть исполнено. Т.е. для человека нормально язычество в Единобожии[1].

Бытие Бога — не вопрос веры в то, что Бог есть либо в то, что Бога нет: это вопрос нравственно обусловленного осмысления своей личной религиозной практики и знание, практически подтверждаемое в повседневности жизни в диалоге с Богом.

Тем не менее, атеистические убеждения свойственны многим людям, поэтому человечный тип строя психики в том смысле, в каком он определён выше, для них — выдумка, фикция. Соответственно в их миропонимании демонический и человечный тип строя психи структурно неотличимы друг от друга, т.е. они сливаются в один и тот же тип строя психики, в пределах которого им видится всё же различие по признаку «добрые» либо «злые». «Злых» они в большинстве своём согласны называть «демонами», а «добрых» они согласны называть «человеками».

Однако такой подход должен ставить их перед вопросом об объективности различия «Добра» и «Зла» и об источнике различения в реальной жизни «Добра» и «Зла» в их конкретных проявлениях.

Если же бытие Бога признаётся, то демонический и человечный типы строя психики предстают как структурно различные, хотя неизбежно признание того факта, что среди демонов тоже встречаются вполне благонамеренные демоны.

С человечным типом строя психики (как объективно наличествующем в жизни явлением) связаны такие компоненты личностной психики, как стыд и совесть.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова[2] (23‑е издание под ред. член-корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой, М.: Русский язык. 1990 г.) понятие «совесть» определяет так:

«СОВЕСТЬ, -н, ж. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом» (с. 739).

Столетием ранее В.И. Даль определил понятие «совесть» иначе:

«Совѣсть (слово писалось через  «ѣ» — «ять», а не через «Е», как пишется ныне) ж. нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда, в различной степени развития» (“Словарь живого великорусского языка” В.И. Даля).

Разница обоих определений в том, что:

по В.И. Далю совесть — внутренне свойство человека — «прирождённая правда, в различной степени развития»;

по словарю С.И. Ожегова совесть — явление социально обусловленное.

Конечно, человек существо социальное, и многое в его психике и жизни социально обусловлено, но всё же — по нашим наблюдениям — совесть не формируется обществом, а проявляется в жизни индивида, вскорости после того, как он выходит из младенчества. Иными словами, если признать соответствующими действительности слова «Сунны»[3]: «всякий человек рождается  мусульманином (т.е. пребывает в ладу с Богом в момент рождения — наше пояснение при цитировании) и только родители делают его иудеем, христианином или многобожником (т.е. личность в процессе своего становления черпает из культуры те убеждения и верования, которые характеризуют индивида как атеиста или приверженца того или иного исторически сложившегося исповедания — наше пояснение при цитировании)» — то можно сделать вывод:

Совесть — врождённое религиозное чувство (т.е. чувство взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутое на бессознательные уровни психики личности.

Поэтому осознанно убеждённый атеист может быть совестливым, если воспитание в семье и общество не подавили его бессознательное религиозное чувство. А осознанно исповедующий то или иное вероучение, если его религиозное чувство подавлено, может быть беспредельно бессовестным при всей его ритуальной безупречности.

Соответственно сказанному выше человечный тип строя психики — диктатура совести на основе веры Богу (а не веры в Бога), т.е. жизнь в диалоге с Богом при осознанном исполнении своей миссии в русле Божиего Промысла.

Тем не менее, приходится встречаться с возражениями в том смысле, что «я живу по совести, а вы пытаетесь дурить мне и другим людям голову своими россказнями, чтобы взять власть над людьми». Голос совести — один из «внутренних голосов», но только — один из многих. Поэтому человек, живущий по «внутреннему голосу», в котором он не разграничивает голоса совести и всего прочего, может сказать и не такое…

Если произвести подмену понятий «внутренний голос = совесть», то можно очень далеко углубиться в круги земного ада. Пример такого рода неявного программирования усугубления положения человечества на основе возведения в ранг совести чего-то ещё, скорее всего не понимая сути того, что он сказал, дал «юморист»-потешник Михаил Жванецкий: «Совесть в пределах Библии, Библия — в пределах знания». А поскольку знание и его применение, в свою очередь, — обусловлены нравственностью (в рассматриваемом контексте так называемой «совестью»), то М.Жва­нец­кий своим афоризмом охарактеризовал спиральный путь деградации людей под властью библейской культуры[4].

Тем не менее, в психике личности голос совести отличим от всех прочих внутренних голосов: совесть — упреждающе по отношению к темпу течения событий в жизни — обязывает человека что-либо делать либо отказаться от каких-то определённых его намерений или предлагаемых ему другими действий. При этом совесть затрагивает проблематику Добра и Зла и её мнение неизменно по одним и тем же вопросам в сложившихся обстоятельствах. Совесть не ссылается на представления индивида о пользе и выгоде каких-либо действий для него самого, его близких и т.п., и это отличает её от внутренних голосов, поскольку совесть апеллирует непосредственно к Правде-Истине как таковой — как указал В.И. Даль: совесть — прирождённая Правда, в различной степени развития.

Совесть действует упреждающе по отношению к течению событий, и в этом её отличие от стыда: стыдно становится после того, как человек оказался глух к голосу совести либо проигнорировал её мнение.

Может быть и иначе: совесть в индивиде подавлена, но стыд ещё жив, и в этом случае после совершения порочных поступков бессовестному индивиду становится стыдно.

Одно из значений слова «стыд», «студ» в Словаре В.И. Даля определяется так:

«Стыд (…) чувство или внутреннее сознание ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО (выделено нами при цитировании), уничижение, самоосужденье, раскаянье и смиренье, нутреная исповедь перед совестью».

Среди пословиц и народных поговорок, приводимых В.И. Да­лем в этой статье, есть и такая:

«Людской стыд (т.е. чужой стыд: наше пояснение при цитировании) — смех, а свой — смерть».

По сути, свой стыд для многих оказывается страшнее смерти, вслед­ствие чего не вытерпев стыда в жизни, они избирают смерть и кончают собой в безосновательной надежде уйти от стыда по смерти, даже в тех культурах, где вероучение обещает нескончаемый ад в качестве воздаяния за самоубийство. Стыд представляется им более нестерпимым, чем ад.

 

Подводя итоги, можно свести воедино сказанное выше о совести и стыде.

Функциональное назначение совести в психике личности — в диалоге сознания и безсознательных уровней психики упреждающе уведомить индивида, что те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и соглашательство с определёнными мнениями и деятельностью других людей) — греховны.
Стыд уведомляет о том же, что и совесть, но уже после свершения индивидом дурных поступков, т.е. после того, как он проигнорировал предостережение совести, либо после того, как добился того, чтобы «совесть спала́» и не мешала ему «жить».
Совесть и стыд это — два средства, которые позволяют индивиду стать человеком.
Если подавить совесть и стыд, — получается человекообразная нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не пробудятся вновь.
Голоса совести и стыда — «внутренние голоса» психики. От прочих «внутренних голосов» психики они легко отличимы, в силу специфики доводимой ими до сознания информации и её Источника. Кроме того, они не окрашены самодовольством, а так же — и озлобленностью на себя и других, хотя сообщаемое ими достаточно часто неприятно для самолюбия индивида.
Фрагмент из книги Основы социологии, том 1

[1]  Суть язычества — убеждённость в том, что Бог ведёт разговор с людьми (индивидами, коллективами и обществами) языком жизненных обстоятельств. И этот язык вполне постижим, и верующий Богу человек может его освоить.

[2]  Сергей Иванович Ожегов (1900 — 1964), первое издание его словаря вышло в свет в 1949 г.

[3]  Сунна — собрание свидетельств о поведении пророка Мухаммада в разных ситуациях, его высказываниях по разным вопросам жизни общества. Сунна признаётся мусульманами-суннитами и отвергается мусульманами-шиитами.

[4]  Ведь веками конопля возделывалась и была весьма полезной так называемой «технической культурой», но пришёл ХХ век и множеству не состоявшихся в качестве человека субъектов от неё потребовались не пакля и масло, а дурман. Этиловый спирт (алкоголь) — одно из наиболее экологически чистых топлив, к тому же воспроизводимое на биологической основе из пищевых отходов и отходов сельскохозяйственного производства, но попробуйте перевести автотранспорт на спирт.

Опубликовано в Книги и статьи | Теги: Бог, Концептуальный словарь, Психология, Разные статьи в русле КОБ, Самообразование, Совесть |

Здоровья всем в жизни по СОВЕСТИ!
Алексей
Сообщения: 2470
Зарегистрирован: 19 ноя 2014, 14:25

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Алексей »

Здравствуйте.
Vic - сто раз +.
Всем здоровья.
Вячеслав
Сообщения: 2215
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 21:00

Re: СОВЕСТЬ / Формирование ясного всем понятия об этом явлении.

Сообщение Вячеслав »

Здравия желаю.
На мой взгляд, чтобы говорить о совести, сначала надо избавиться от эгоизма.
Ответить